Киновикторина
«Ратные подвиги России»
в рамках 1 этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»
с использованием материалов историко-биографического фильма «Суворов»
Оборудование: Интерактивная доска, цитаты, копия к/ф, фрагменты из к/ф, индивидуальная презентация.
Целевая аудитория: 7-9-е классы.
Алгоритм проведения мероприятия:
· Краткий рассказ о истории создании кинофильма, интересные факты.
· Уведомить участников о вопросах, которые будут заданы после просмотра фильма.
· Уведомить участников о возможности записывать даты, события, произошедшие в фильме.
· Просмотреть кинофильм. После его окончания задать вопросы
Цель:
· Улучшение исторических знаний, связанных со всем произошедшим в фильме.
· Познакомить участников с великим полководцем «А.В. Суворовым»
· Повысить у участников интерес к отечественному кинематографу.
Этапы проведения киновикторины:
1. Музыкальное сопровождение
2. Краткое повествование по мероприятию, ввод в курс дела.
3. Главные герои, их сводки.
4. Основной сюжет.
5. Вопросы по кинофильму.
«Великие приключения происходят от малых причин.»
- Александр Васильевич Суворов
1. Произведение музыкальной композиции П.Чайковского «1812 год»
2. На данный момент немногие государства могут похвастаться своими великими полководцами. Будь-то Александр Македонский ( Македония ), Наполеон Бонапарт ( Первая Империя ) и другие. Также, на данный момент в истории нашего государства есть много гениальных полководцев, но один из них, Александр Васильевич Суворов – поистине Великий полководец. Его стратегии были уникальными, ведь с помощью них он выиграл немало сражений.
На данный момент имя Александра Суворова хранится в памяти каждого человека, изучающего истории Российского Государства. В честь Суворова были возведены Суворовские училища, которые на данный момент обучают будущих офицеров. Александр Суворов. На данный момент в честь Суворова названы: «Орден Суворова», «Государственный мемориальный музей А. В. Суворова», боевые корабли и многое другое.
«Тяжело в учении — легко в походе! Легко в учении — тяжело в походе!»
- Александр Васильевич Суворов
Главные герои фильма «Суворов»:
Александр Васильевич Суворов – русский полководец, основоположник русской военной теории. Генералиссимус (1799), генерал-фельдмаршал (1794), генерал-фельдмаршал Священной Римской империи (1799), великий маршал войск пьемонтских, кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также семи иностранных.
С 1789 года носил почётное прозвание граф Суворов-Рымникский, а с 1799 года — князь Италийский граф Суворов-Рымникский.
За всю свою карьеру полководца не проиграл ни одного сражения, неоднократно наголову разбивал значительно превосходящие по численности силы противника. Всего дал более 60 сражений и боёв. Известен своей заботой о солдатах, в том числе участием в разработке новой практичной полевой униформы, на смену униформе «на прусский манер».
Павел I Петрович - сын Екатерины II и Петра III, император Всероссийский с 6 ноября 1796 года, 72-й великий магистр Мальтийского ордена с 29 ноября 1798 года
Пётр Иванович Багратион - русский генерал от инфантерии, шеф лейб-гвардии Егерского полка, главнокомандующий 2-й Западной армией в начале Отечественной войны 1812 года. Старший брат генерал-лейтенанта князя Романа Багратиона, дядя генерал-лейтенанта Петра Романовича Багратиона. Ученик А. В. Суворова.
Алексей Андреевич Аракчеев - русский государственный и военный деятель, пользовавшийся огромным доверием Павла I и Александра I, особенно во второй половине царствования Александра I («аракчеевщина»). Реформатор русской артиллерии, генерал от артиллерии (1807), военный министр (1808—1810), главный начальник Императорской канцелярии (с 1812) и военных поселений (с 1817). Первый владелец дворцово-паркового ансамбля в Грузине (не сохранился). Большой любитель муштры и фрунта.
«Там, где пройдет олень, там пройдет и русский солдат. Там, где не пройдет олень, все равно пройдет русский солдат.»
- Александр Васильевич Суворов
История создания:
Всеволод Пудовкин, автор знаменитой революционной кинотрилогии 20-х годов ("Мать", "Конец Санкт-Петербурга", "Потомок Чингиз-хана"), никогда не собирался работать в историческом жанре. После "Потомка" режиссер увлекся современной темой. В 1930 году он ставит очень интересную по стилю бытовую драму "Простой случай".
Вот тут режиссеру и предложили поставить исторический фильм. Его, вслед за Эйзенштейном, подключили к созданию историко-биографической серии, начало которой в 1937 году положил фильм Владимира Петрова "Петр Первый".
Во-первых, она должна была воскресить и укрепить русский патриотизм В 30-е годы - перед угрозой войны, в послевоенные - перед "угрозой" космополитизма. Отсюда "славянофильский", точнее, "русофильский" характер картин этой серии, выраженное в них противопоставление России Западу в пользу первой.
Во-вторых, серия должна была стать как бы "историческим подкреплением" внешней и внутренней политики государства.
Из служебно-идеологического характера историко-биографической серии вытекают и другие ее черты. С одной стороны, очень вольное обращение с реальными фактами, которые часто искажаются, модернизируются, дополняются вымыслами и т. п.
В 30-е же и в военные годы удалось создать целый ряд блестящих произведений, вошедших в советскую классику, что достигалось чаще всего благодаря фольклорной стилизации в обработке исторического материала. Так были сделаны, например, фильм Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" и ряд других картин. В чем-то сходным, но своим путем пошел и Пудовкин, создавая в 1940 году "Суворова"...
Но сначала режиссер поставил другой исторический фильм В 1938 году Пудовкину было предложено экранизировать роман Виктора Шкловского "Русские в начале XVII века", повествующий о "Смутном времени", об изгнании поляков из России народным ополчением во главе с Мининым и Пожарским Режиссер с энтузиазмом взялся за работу, и в 1939 году картина под названием "Минин и Пожарский" вышла на экраны.
Фильм, хоть и получил хорошую прессу, оказался на самом деле малоудачным. Он вышел очень статичным, вялым, перегруженным событиями и персонажами. К тому же весьма невыразительными и скучными получились и образы главных героев. Быть может, поэтому Пудовкин сначала отказывался от "Суворова". И, только прочтя сценарий Георгия Гребнера и Н. Равича и найдя в нем интересное для себя, согласился. Так появилась лучшая и самая популярная из звуковых картин Пудовкина. Словно бы судьба пошутила с режиссером. Она как бы нарочно "допустила" сначала "Минина", чтобы на его фоне засверкал "Суворов".
В "Суворове" зритель сможет обнаружить характерные черты историко-биографического фильма 30-х годов. В картине много исторических вольностей. Зрителя, вероятно, удивит степень независимости Суворова от императора.
Пудовкин учел недостатки "Минина и Пожарского". Если в "Минине" образы главных героев создавались в тяжелом, монументальном стиле (здесь примером и образцом для Пудовкина мог послужить былинно величавый "Александр Невский" Эйзенштейна), то образ Суворова конструировался, вероятно, с оглядкой на бабочкинского Чапаева. И на самом деле, почти все черты знаменитого персонажа фильма "Чапаев" можно найти и в черкасовском Суворове. Во-первых, "народность" героя. Хотя Суворов и возвышается над солдатской массой, тем не менее он не превращается в божка и идола. Авторы нашли хорошее противоядие культовой тенденции: они изобразили суворовскую армию как большую и дружную семью, где Суворов - отец, а солдаты - ему дети. Поэтому в фильме совершенно объяснима и естественна ответная и всеобщая любовь солдат к Суворову.
В чем-то образ Суворова напоминает тип фольклорного плута и хитреца. Важнейшее свойство его характера заключается в стихийности и эксцентризме поведения и жизненного стиля. В черкасовском Суворове они мотивированы его независимостью, его почти сказочной свободой. Быть может, самым показательным примером стихийного эксцентризма Суворова является эпизод его приезда в цитадель павловского деспотизма - гатчинский дворец и встречи его с императором Здесь и дурашливое, клоунадное катание по паркету, экстравагантные поклоны слугам, двусмысленные каламбуры о заболевшем животе и пр. В этом эпизоде кроме Черкасова следует отметить отличную игру двух других актеров: Михаила Астангова, изобразившего Аракчеева "хитрой лисой", и А. Ячницкого, блестяще исполнившего роль Павла I, придав ей черты деспотического эксцентризма. На экране как бы столкнулись две формы эксцентризма - суворовский, свободы, и павловский, деспотический.
Такому образу Суворова точно соответствует пружинистая, динамичная и четкая композиция картины. Она строится на чередовании и противопоставлении "свободы" и "деспотизма". Первый эпизод, изображающий триумф Суворова после победы, весь дышит свободой: широкое поле, из глубины кадра на руках несут Суворова, над полем гремит "ура". Вторая часть, которую можно назвать "Павел и Суворов", напротив, наполнена "тюремными" образами: гатчинский дворец с шахматным паркетом, окаменевшие дворецкие и часовые, мертвый порядок, а за окнами на плацу - муштра солдат, одетых в прусскую форму и обучаемых по прусскому образцу.
Еще один образ несвободы - неподвижное, замкнутое пространство суворовской ссылки, после которого мы вдруг вновь попадаем на дышащие волей холмистые, альпийские луга, по которым легко и стремительно движется, словно летит, со своими чудо-богатырями Суворов. Он празднует свой очередной триумф.
Сюжет:
Действие фильма разворачивается в Польше, 1794 году. Армия ликует после победы на подступах к Варшаве. Александра Васильевича Суворово несут несколько человек из его полка, в дар уважения и победы. Он подбадривает полк, выкрикивая некоторые фразы. После разговора Суворова с командующим Азовского полка, к ним прибывает адъютант Мещерский, который передает письмо А.В. Суворову. В письме было заявление от Дмитрия Ивановича Лобанова-Ростовского. Само заявление говорилось о том, что армия Суворова должна была объединиться с армией Лобанового-Ростовского. Адъютант подчёркивает, что армия движется на баталию со скорость, предусмотренную уставом, на что Суворов отвечает тем, что он быстро и без скорости дошёл до лагеря. Позже, Суворов говорит о выполнении приказа главнокомандующего, так как главная цель выполнена - лагерь захвачен.
1796 год. Екатерина II Великая умирает, а на её престол восходит её сын Павел I. Он начинает преобразовывать армию на «Гатчинский Манер», вернул нелепую форму одежду и уставы, упраздненные при содействии Суворова почти тридцать лет назад.
1798 год. Прекрасный осенний день. Гатчинская публика любовалась, собравшись перед дворцовой площадью, смотром Конного полка. Павел 1, разъяренный после того, как на него чуть не напал полковник юго-западных войск, вызывает полковник 3-го Егерского Суворовского полка и приказывает двигаться в Сибирь. Полковник разворачивает полк и направляет его.
В далёком Тульчине стояли боевые Суворовские войска. К Суворову приезжает Адъютант и сообщает последние события. По слухам, полк Суворова уже преодолел Казань и без отказа движется в Сибирь. Суворов вызывает Мещерского и предъявляет ему, что ответа на эстафету Павла I ответа не будет, в связи отсутствия войны и желания. Мещерский садится в повозку и отъезжает в Гатчин. Суворов выходит к солдатам и сообщает, что все его победы заслуженны именно войском. После чего срывает все медали, которые он заработал с ними и отбывает в Гатчин.
Обычно, по вечерам Суворов диктует своё военное наставление «Наука Побеждать». Суворов, находящийся рядом с писцом, диктует ему свои наставления, дабы тот записывал: «За одного учёного - двух неучёных дают», «Кто знает дело – тот не знает страха» и т.д. После к Суворову прибегает холоп и докладывает весть, что поймали пленного при его попытке пересечь территорию. Суворов начинает осматривать пленного, после чего узнает в нём Багратиона Петра Ивановича. После недолгого разговора, Багратион передаёт ему некоторые вещи из мешка.
Год спустя Суворова при срочной необходимости вызывает император Павел I. Их свидание состоялось в Гатчине. Армия ликует, видя проходящего мимо них Суворова. В крепости его встречают остальные полководцы в компании дам. Михаил Илларионович Кутузов встречает Суворова и вместе с генеральским составом провожают его, пока они не встречают Алексея Андреевича Аракчеева. После Суворов заходит к императору. Павел сообщает о императоре Бонапарте, и о том, что Суворову передают право командовать армией в последующем походе. Суворов начинает пререкаться императору и уходит из его владений. Ликующая армия провожает Суворова.
Прошёл один год. Суворов, проводя время в своих владениях размышляет о всём, что происходит вокруг него. Через некоторое время к нему приезжают люди императора, которые передают ему письмо. В письме говорится о том, чтобы Суворов взял руководство армиями в Италиями на себя. Суворов начинает размышлять о Наполеоне Бонапарте, кричать, не понимать его мыслей. Он сразу выезжает к своей армии, даже занял 200 серебряных рублей на дорогу.
Начался легендарный “Итальянский поход”. В течении четырех месяцев Суворов обратил в бегство лучших полководцев Франции.
После очередной победы над французской армией, Суворов осматривает плененных полководцев. Генералы сели перед Суворовым на колени, а один из генерал в честь его победы преподнёс Суворову свой меч. Толпа ликует под подбадривающие слова – «На париж». После победы Суворову передают письмо от Австрийского военного совета. В нём сообщалось, что Австрийская корона не заинтересована в дальнейших военных действиях. Для Суворова это означало то, что Австрия бросила священную империю в «Швейцарских Альпах», и поэтому Суворов вынужден помочь им.
Кратчайшим и неожиданным для противника путём, Суворов устремил свои войска на штурм Альпийских горных высот. Армии продвигаются, Суворов и другие генералы координируют их. Суворов передаёт Багратиону, что его путь должен идти французам в тыл за одну ночь. Суворов уточнил, что по огню Багратиона, он и начнёт свою атаку.
По голым скалам, над бездонными пропастями вел Багратион свой отряд в обход французских позиций. Армия Суворова, ожидая сигнал Багратиона, уселась на одной из высот. Генерал Платов сообщает Суворову, что сигнал Багратиона не происходит, и у них остаётся 2 варинта: Начинать штурм или оставить его. Тут из высоких гор исходит звук выстрелов, Суворов начинает штурм. 6 сентября 1799 года «Сен-Готард» был взят. После победы, генералы начинают внутреннее собрание. Суворов приходит и прерывает собрания, сообщая о том, что был найден мертвый человек, а при нём письмо на немецком языке. Полковник Тюрин начал переводить письмо, но сильно запинался. Ему на помощь пришёл генерал Платов, после чего прочитал письмо. Стало ясно, что полковник предатель. Разъяренный Суворов сообщает полковнику о том, что ему светит смертная казнь. Через некоторое время приговор был исполнен.
Вперёд, все время впред – на помощь Римскому – Корсакову. Армия Суворова движется через вершины гор, где ранее не бывала нога человека. Суворову приходит письмо, где сказано, что ему присвоено звание «Генералиссимуса армии Российской» и о воздвижении ему бронзового памятника. Далее сообщается, что армия Корсакова разбита.
Армия Суворова измучена, не может продолжать бой. Суворов собирает стариков из своего полка. Он начинает подбадривать армию, но не помогает. У солдат осталось всего по одному заряду на ружьё. Суворов рассказывает о двух вариантов исхода события, которое может произойти. Армия в полном составе заявляет о готовности продолжения штурма. Радостный Суворов благодарит армию и ведёт её на самое трудное препятствие в их походе «Чёртов мост». Через некоторое количество времени, мост был взят русскими войсками. На французскую территорию взошли знамена армии Суворова и поход был окончен.
Вопросы :
1. В каком году был снят фильм «Суворов»? ( 1941 год )
2. Назовите режиссёра фильма. ( Всеволод Пудовкин )
3. Какой век изображен в фильме? ( 18 век )
4. Как называется наставление А.В. Суворова? ( Наука побеждать )
5. Чем закончился фильм? ( Победой русских войск и окончание швейцарского похода ).